Ингаляции «нано(анти)тел» высокоэффективны против SARS-CoV-2 у хомячков. Пока хомячков?
За год с небольшим существования моего блога я «наваял» больше 300 постов. Среди них попадались такие, в которых я писал: «эта работа/направление мне кажутся перспективными». Далеко не все из этих «семян» взошли. По поводу некоторых историй я терпеливо жду... Но кое-что «проросло», хотя, что в конечном итоге вырастет пока неясно. Одна из таких историй была о профилактическом/терапевтическом потенциале, так называемых, «нанотел» (nonobodies). Об этом у меня был пост в августе 2020 (https://prof-afv.livejournal.com/36668.html). Возможно, постоянным читателям моего блога он запомнился картинкой, на которой изображена лама (Lama glama) – южно-американский «родственник» верблюдов.
Коротко напомню, что такое «нанотела» и какое отношение к ним имеет это милое животное. Дело в том, что у лам (и некоторых других представителей семейства верблюдов), помимо обычных антител, вырабатываются необычные. Обычные антитела построены из двух белковых элементов - тяжёлых (H – heavy) и лёгких (L – light) цепей. Как правило, у типичных антител по две H и L цепи. Таковы, например IgG антитела. Схематически выглядят они так:
Ещё сложнее конструкция IgM антител. У них по 10 H и L цепей. Схематически выглядят они так:
У всех обычных антител активные центры (места, которыми антитела связываются с соответствующим им эпитопом антигена) сформированы с участием как H, так и L цепей (на рисунке выше «верхушка» красных участков обеих цепей). А необычные антитела лам состоят только из одной тяжёлой цепи. Такие антитела лам заметно меньше обычных – их молекулярная масса 12-15 kD (IgG антител около 150 kDa). Маленькие антитела способны проникать туда, куда не доберутся обычные антитела. Кроме этого маленькую белковую молекулу проще сделать стабильной и добиться оптимизации её функции. И нарабатывать их в промышленных количествах тоже проще.
В старом посте речь шла о работе, в которой были описаны нанотела против SARS-CoV-2, обладающие очень высокой нейтрализующей активностью in vitro. В дополнение к этому они были высокостабильны - хорошо сохранялись при комнатной температуре и не теряли активности в форме аэрозоля. На момент написания того поста был доступен лишь препринт не прошедший научного рецензирования. Я завершил этот пост следующим пассажем: «Очевидна идея использования таких нанотел в аэрозольной лекарственной форме для профилактики и лечения COVID. Однако, «быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается»... пока даже доклинические испытания этого препарата не проведены».
Что же изменилось с тех пор? Во-первых, статья с описанием этих нанотел теперь опубликована, причём, в Science (https://science.sciencemag.org/content/370/6523/1479 ). Во-вторых, на днях опубликованы результаты доклинических испытаний этого препарата (его рабочее название PiN-21) на сирийских хомячках заражаемых SARS-CoV-2 (https://advances.sciencemag.org/content/7/22/eabh0319). Кстати, эта лабораторная модель COVID-19, наиболее адекватно (не считая обезьян) воспроизводит SARS-CoV-2 инфекцию/COVID-19 человека (подробнее об этом: https://prof-afv.livejournal.com/26239.html).
Результаты испытания аэрозоля нанотел PiN-21 продемонстрировали его высокую профилактическую и терапевтическую эффективность на этой модели, причём в очень низкой дозе – 0,2мг/кг веса. В названии статьи это резюмировано следующим образом: «Inhalable nanobody (PiN-21) prevents and treats SARS-CoV-2 infection in Syrian hamsters at ultra-low doses».
Что дальше? Логично предположить, что следующий этап это испытание на обезьянах. Появятся новости о PiN-21, обязательно об этом напишу.
Проф_АФВ